Закрыть ... [X]

Межрелигиозные отношения это

Вильданова Гюзель Булатовна, доктор философских наук, профессор кафедры социальной работы ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет»

Е-mail:  

Вильданов Урал Салимович, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой социальной работы ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет»

Е-mail:  

 

 

Целью данной статьи является поиск ответов на следующие вопросы: Почему происходят межконфессиональные конфликты? Почему люди одной религии не терпят людей другой религии? Исходя из цели, были поставлена следующая задача: провести краткий историко-философский обзор научных трудов по данной тематике. В статье были применены методы: исторический и логический, анализа и синтеза, системно-структурный анализ. Проблема межконфессиональных отношений весьма актуальна, ибо религия пронизывает практически всю сознательную жизнь человека, даже если человек считает себя атеистом, он обращается к высшим силам, особенно в тяжелых жизненных ситуациях. Межрелигиозные отношения по смыслу близки к межэтническим взаимоотношениям, но не идентичны, ибо мировые религии не имеют национального характера. Межэтнические отношения зависят от межрелигиозного диалога. Основные результаты: межнациональные и межконфессиональные отношения тесно переплетены. Ответ на вышепоставленные вопросы зависит от того, с какой позиции мы подходим к вопросу религии. Ибо в переломные моменты развития цивилизаций религия являлась и остается как мощным идеологическим инструментом управления обществом, так и главным мотивирующим фактором развития человеческой личности.

ABOUT INTERRELATION OF INTERNATIONAL AND

INTERRELIGIOUS RELATIONS

Annotation

The purpose of this article is search of answers to the following questions: Why are religious conflicts arisen? Why people of one religion aren’t tolerant to people of another religion? Proceeding from the purpose, the following task was set: to carry out the short historical and philosophical review of scientific works on this subject. Some methods were used in the article, such as historical and logic, analysis and synthesis, systematic and structural analysis. The problem of inter-confessional relations is very actual, because the religion penetrates practically all matures years of the person even if the person considers himself the atheist, he addresses to the highest power, especially in difficult situations. Interreligious relations in the sense are close to interethnic relations, but are not identical, because the world religions have no national character. Interethnic relations depend on interreligious dialogue. Main results: interethnic and interreligious relations are intertwined closely. The answer to the above questions depends on what position we come to the religion question. Because at turning points of development of civilizations the religion was and remains both the powerful ideological instrument of social management, and the main  motivating factor of human development.

Keywords: interreligious, interethnic, faith, ideology, ideological instrument, values.

После развала Советского Союза в 90-е гг. ХХ в. народы России начали свободное исповедование любой религии без вмешательства со стороны государства. Религия становилась одним из важных составляющих элементов в развитии социальной, политической и духовной жизни общества. Но следование культовым и некультовым формам религиозной активности и инициативности со стороны населения во многом носит пассивный характер. К сожалению, большинство населения относилось и относится поверхностно к исполнению религиозных обрядов и ритуалов. Для преобладающей части населения России религиозная вера и исполнение обрядов, скорее, носит формальный характер, нежели ценностно-мотивационной.

Межрелигиозные отношения по смыслу близки к межэтническим взаимоотношениям, но они не идентичны, ибо мировые религии не имеют национального характера. Но все же межэтнические отношения зависят от межрелигиозного диалога. Почему же возрождение религии в настоящее время требует особого внимания? Во-первых, в советский период сложился межпоколенный религиозный вакуум, который привел к высокому уровню религиозной неграмотности, перерыву в передачи традиций религиозной мысли, а устремления людей самостоятельно изучить религиозную литературу (Библию, Коран и др.) нередко приводит к искаженному пониманию и интерпретации религиозных положений и догматов, к неспособности самостоятельно анализировать Священные Писания и наставления представителей духовенства. А это, в свою очередь, грозит межконфессиональной напряженностью.

Во-вторых, коренные преобразования, которые произошли за последние 20-25 лет в политической и правовой сфере жизни Российского общества, снятие запретов на религиозное исповедание, снятие административных и нравственных притеснений верующих, принятие соответствующих законов в религиозной сфере — все это не только позволило традиционным религиозным организациям выйти из подвластного государству положения, но и способствовало появлению множества нетрадиционных верований.

В-третьих, существующая за последние два десятилетия политическая нестабильность в стране, межэтнические конфликты в различных регионах страны, ухудшение экономического, социального и экологического положения еще более осложнили людям жизнь. В этих условиях религиозные организации, имеющие глубокие традиции и опыт формирования целостных мировоззренческих и испытанных столетиями гуманистических принципов общественной жизни, смогли предложить свою поддержку и направления на высокую человечность.

И, наконец, в-четвертых, в век глобализации активно утвердилась потребительская культура, поддерживаемая материалистической ориентацией на мир. Потребительский культ, приобретший глобальный характер, в настоящее время формирует однотипную глобальную культуру, где традиционные местные национальные культуры поглощаются культурами западными. Системы образования поддерживают те отрасли знания, которые ориентированы на развитие сугубо технических и организаторских навыков, отвечающих рыночным требованиям, и пренебрегают традиционными академическими областями науки. Все это приводит к тому, что образование, ориентированное на приобретение определенных технических навыков и методов обучения, исключает развитие моральной и эстетической стороны образования.

В многонациональной стране, как Российская Федерация, в настоящее время проживают более ста народностей, которые исповедуют около тридцати религий. Демократические преобразования привели к росту национального самосознания всех этнических групп населения и, безусловно, к возрождению самых разных религий. Многие неверующие, которые имеют по рождению определенную национальность, относят себя, соответственно своей национальности, к представителям той конфессии, с которой связана эта национальность. Православие, ислам и буддизм часто идентифицируются с образом жизни определенной национальности, с той культурной средой, принадлежность к которой для них является естественной.

В истории России отношение государственной власти к конфессиям было самое различное: от прямых гонений до открытой поддержки. После Октябрьской революции 1917 г. отношение Советского государства к религии коренным образом изменилось. Пролетарское государство, выработав теоретические основы атеистической модели, пыталось урегулировать межэтнические отношения на базе принципов «светского государства». Декрет СНК, который был издан 23 января 1918 года «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», взяли за основу церковной политики советского государства. Согласно этому Декрету, верующие преследовались как инакомыслящие, а религиозные организации подверглись ожесточенным гонениям.

Сущность религии, ее социальная роль, воздействие ее на духовно-нравственный мир человека активно изучались учеными разных эпох. Несмотря на то, что эпоха Средневековья считается самой религиозной, но именно к этому периоду истории человечества приходится множество войн на межконфессиональной основе – Крестовые походы. Само название эпохи Возрождения – гуманизм – констатирует, что тогда происходила переоценка ценностей в сторону Человека. Но противопоставлению религии и науки, имевшему особый размах в ХХ в., было положено именно в этот период. Религия, изучаемая «Историей и философией религии», как самостоятельная научная дисциплина становится в Новое время. Религия рассматривается французскими просветителями, в частности, Ж.-Ж. Руссо и Вольтером как формы общественного сознания. Основатели немецкой классической философии И. Кант, Г. Гегель, Л. Фейербах религию рассматривают с идеалистической позиции. Так, в «Сущности христианства» и «Лекциях о сущности религии», Л. Фейербах попытался раскрыть земные корни религии. Основой утверждения религии он выводил из зависимости человека от природы. Исходя из материалистического понимания истории, К.Маркс и Ф.Энгельс выводят религию на социально-политический уровень. Маркс, представляя религию как утешитель, как дурман, приносящий лишь временный эффект утешения в реальной жизни, отмечает: «Религия – опиум народа». В работах М. Вебера и Э. Дюркгейма история развития религиозных верований исследовалась с позиции социологии как науки об обществе.

В 40-е гг. ХХ в. исследований по проблемам религии практически не было, а в связи с началом новой антирелигиозной кампании в 50-70-е гг. учеными проводились исследования атеистического характера.

Отметим, что проблема взаимоотношений государства с религиозными организациями также активно исследуется в исторической и социологической литературе. Так, М.П. Мчедловым [1] рассматривается религиозное возрождение России и роль православия в становлении российской цивилизации. Определяя особенности и характерные признаки религиозного возрождения в России на примере Русской Православной Церкви, он выделяет причины, которые побуждают человека обращаться к религии. Этим причинам М.П. Мчедлов относит, прежде всего, этико-нравственный кризис, отсутствие духовности, экономические проблемы внутри страны и глобальные проблемы современной цивилизации. На основе анализа литературы по проблемам развития религиозных объединений в Советском Союзе он приходит к следующим выводам: до перестройки 1985 г., проблема развития религиозных объединений освещалась односторонне исключительно с партийных позиций; в этот период религиозные объединения так и не превратились в объект самостоятельного исследования, не говоря как об отдельной науке; практически отсутствовала элементарная религиозная историография. Только в постперестроечный период — в связи с либерализацией общественной жизни — исследуемая проблема стала освещаться более объективно и непредубежденно.

В последние годы в философской, социологической и исторической науках появились работы исследователей по проблемам развития религии и влияние ее на межэтнические отношения, которые относятся к исследованию Волго-Уральского региона, особенно, Республики Башкортостан и Татарстан.

Определенный интерес в основном с исторической позиции представляют работы башкирских ученых И.Г. Акманова [2], А.З. Асфандиярова [3], Р.Г. Кузеева [4], М.М. Кульшарипова [5], Р.З. Янгузина [6], где рассматривается роль и значение религии среди башкирского населения. Так, И.Г. Акманов, рассматривая гнетущее положение башкир-мусульман, которые подвергались христианизации, делает справедливый вывод о том, что в последней четверти XVII в. башкирские восстания происходили как ответ на политику насильственной христианизации в регионе. А.З. Асфандияров, выделяя активную деятельность представителей мусульманского духовенства, представляет не только их положительную роль, но и отрицательную. Р.Г. Кузеевым рассматриваются социально-исторические предпосылки формирования религиозных отношений. М.М. Кульшарипов раскрывает отдельные стороны религиозной ситуации в Башкирии в период революций и гражданской войны в 1917-1921 гг. У.Х. Рахматуллиным исследованы некоторые аспекты религиозной политики царизма во время феодализма. В работах Р.З. Янгузина рассматриваются исламские традиции, а также роль мусульманского духовенства как общественного института башкирского общества.

В начале ХХI в. появляются специальные работы, посвященные рассмотрению конкретно религиозных объединений Башкортостана. Так, среди них особое место занимает труды А.Б. Юнусовой [7], где рассматривается развитие ислама в Республике Башкортостан, а также религиозное возрождение и государственно-конфессиональные отношения в республике. На основе большой массы фактического материала архивных документов и использования огромного количества документов в ее работе детально рассматривается с Х в. по 90-ые гг. ХХ в. история мусульманских религиозных объединений Башкортостана. А.Б. Юнусова выделяет специфику функционирования и роль и значение ислама в формировании и развитии башкирского общества. Ею также рассматривается раскол ДУМЕС и последующее за ним разделение когда-то целостного мусульманского центра, стремление политизации ислама в России.

Представляет значительный научный интерес и исследование Ю.Н. Сергеева. Он рассматривает историю распространения христианства на территории Башкирии с периода добровольного вхождения башкир в состав Русского государства и до середины XIX в. Затрагивая положения башкир, которые участвовали в восстании в ХVIII в., он отмечает, что в виде наказания башкиры мужского населения, включая их жен и детей, были подвержены насильственному крещению и высланы в глубинные российские губернии или приписаны к крепостям, сооруженным на башкирских землях.

В современной философской литературе Башкортостана Ф.С. Файзуллиным, У.С. Вильдановым и Х.С. Вильдановым [8] изданы несколько монографий, в которых проводится анализ ценностей и ценностных ориентаций наций, этнических интересов, этнической идентификации. Также Д.Г. Курачевым была защищена докторская диссертация «Межконфессиональные отношения как формы социокультурного взаимовосприятия: социально-философский анализ» в 2005 году в г. Уфа.

На протяжении более чем тысячелетнего периода своего развития Российское общество имеет свой, исторически сложившийся позитивный опыт взаимодействия государства и религиозных конфессий. В России дружно живут представители всех трех мировых религий: православные христиане, мусульмане и буддисты. Но все же в истории России присутствуют моменты, когда в разные периоды существования нашего государства были различные гонения на представителей веры. Самыми знаковыми из них являются: 1) раскол в православии и насильственное переселение вглубь России старообрядцев 1650-1660 гг.; 2) массовое уничтожение церквей, мечетей и храмов и гонение представителей веры после Октябрьской революции 1917 г.

Почему же происходят межконфессиональные конфликты? Почему люди одной религии не терпят людей другой религии? Ответ на этот вопрос зависит от того, с какой позиции мы подходим к вопросу религии. Если мы рассматриваем ее как идеологический инструмент в руках умелого политика, то главной причиной межконфессионального конфликта является девиз: «разделяй и властвуй». Такой человек воспринимает враждебно все «чужое», даже не пытаясь понять это «чужое». Если же мы религию рассматриваем как субъективный, ценностный момент, то опасность религии как психологического мотивирующего фактора заключается в том, что она воодушевляет людей на те или иные поступки и, если выбрано неверное направление, последствия могут быть весьма губительными. По-настоящему религиозный человек никогда не будет делить людей на «своих» и «чужих». Он видит всех равными.

Считаем, если верующий и выполняющий все атрибуты религиозности человек смеет оскорблять другого человека, то в глубине души он не любит Бога и не верит в Него, хотя и может констатировать о том, что он верующий. Несомненно, на поверхности всех конфликтов лежат какие-то оскорбления в адрес того или иного верующего или только что взошедшего на религиозный путь человека, но в глубине души у этих оскорбляющих отсутствует истинная вера в Бога. Религиозные оскорбления — это следствие человеческой гордыни, той гордыни, которая очень ловко может рядиться в «духовные» одеяния. И гордыня приходит к человеку только потому, что он не любит Бога. Есть еще один немаловажный фактор межрелигиозных конфликтов, характерный для недавно вступивших на путь религии, в основном для молодых людей. Многие начинающие верующие часто ошибочно считают, что им, для того чтобы они могли сохранить верность наставлениям своего духовного учителя, нужно обязательно оскорбить чувства и мнения других верующих, несколько расходившихся с чувством и мнением их духовного наставника.

Гордыня (нетерпимость) в данном случае выражается в том, что человек считает своего учителя исключительно великим межрелигиозные духовным наставником, и искренне не может понять того, почему другие получают посвящение не у его наставника. Конфликты возникают, в основном, из-за навязчивой идеи всех обратить в свою веру и ограниченности своей «правотой». Между религиями есть определенные разногласия мировоззренческого и философского характера, но, к сожалению, отдельная категория людей, чья вера не слишком стойка, пытаются упрочить ее и самоутвердиться, отвергая других. Именно поэтому малейшие непонимания могут привести к глубоким конфликтам, если нет религиозной грамотности и культуры.

В силу того, что вопрос межконфессиональных отношений имеет междисциплинарный характер, к исследованию этой проблемы обращаются в равной степени и философы, социологи, и политологи, и социальные психологи. За последние 10 лет по проблемам межконфессиональных взаимоотношений в России было проведено множество исследований.

Несмотря на эти исследования, проблема межконфессиональных взаимоотношений сравнительно мало изучена в различных ее аспектах. Эта проблема изучалась в основном с исторической позиции, но весьма незначительно с позиций философской и психологической.

Республика Башкортостан является многонациональным и многоконфессиональным регионом Российской Федерации. Дружба народов и двух основных конфессий (ислама и христианства) в нашей республике утверждалась веками. Практически пол тысячелетия русский народ (православные), башкиры и татары (ислам) живут в мире и согласии.

В целом, все мировые религии основываются на общечеловеческих гуманных принципах: не убий, не укради, не прелюбодействуй, почитай родителей. Несмотря на это, в истории человечества практически нет времен, когда на нашей планете не шли бы войны, не проливалась бы кровь. Религия представляет собой весьма тонкую грань между политикой и обыденной жизнью, духовной и социально-экономической сферами бытия. Практически нет той области, где бы религия ни имела отношения явно или скрытно.

Таким образом, межрелигиозные отношения по смыслу близки к межэтническим взаимоотношениям, но они не идентичны, ибо мировые религии не имеют национального характера. Несмотря на это, межэтнические отношения зависят от межрелигиозного диалога. В истории России отношение государственной власти к конфессиям было самое различное: от прямых гонений до открытой поддержки. Демократические преобразования, произошедшие за последние 20-25 лет, привели к росту национального самосознания всех этнических групп населения и, безусловно, к возрождению самых разных религий. Четкое осознание человеком своих религиозно-мировоззренческих потребностей выводит его на новый уровень мышления, из которого вытекает новая цель человека – раскрытие в себе творческого божественного потенциала. Если человек имеет цель жизни, выходящую за рамки земного бытия, то его существование наполняется смыслом. Ибо если у него нет духовного «стержня», ему очень сложно удержаться в потоке соблазна и искушений, поэтому необходимо развить грамотное религиозное образование.

Данная статья подготовлена при финансовой поддержке РНФ научного проекта № 15-18-00-142.

Литература

  1. Мчедлов, М.П. Религия в самосознании народа: религиозный фактор в идентификационных процессах [Текст] / М.П. Мчедлов. — М.: Ин-т социологии РАН, 2008. — 413 с.
  2. Акманов, И.Г. Башкирские восстания XVII-начале XVIII вв. [Текст] / И.Г. Акманов. — Уфа: РИО БГУ, 1993. – 224 с.
  3. Асфандияров, А.З. «История сел и деревень Башкортостана»: Справочник. Книга 1: Учалинский, Абзелиловский, Бурзянский, Аургазинский, Стерлитамакский, Мелеузовский, Куюргазинский районы. Кн. 1. [Текст] / А.З. Асфандияров. — Уфа: Китап, 1997. — 222 с.
  4. Кузеев, Р.Г. Происхождение башкирского народа: Этнический состав, история расселения [Текст] / Р.Г. Кузеев — М.: Наука, 1974. – 572 с.
  5. Кульшарипов, М.М. Политика царизма в Башкортостане (1775-1800 гг.) [Текст] / М.М. Кульшарипов – Уфа: РИО БГУ, 2003. – 150 с.
  6. Янгузин, Р.З. Этнический состав населения Башкортостана [Текст] / Р.З. Янгузин. — Уфа: РИО БГУ, 2007. – 124 с.
  7. Юнусова, А.Б. Ислам и мусульмане Южного Урала в правовом пространстве Российской империи [Текст] / А.Б. Юнусова. — Уфа: ИЭИ УНЦ РАН, 2011. — 216 с.
  8. Файзуллин, Ф.С., Вильданов, У.С., Вильданов, Х.С. Гносеологический анализ ценностей и ценностных ориентаций [Текст] / Ф.С. Файзуллин, У.С. Вильданов, Вильданов Х.С. — М.: Наука, 2008. — 291 с.

Источник: http://ufasmart.ru/%D0%BE-%D0%B2%D0%B7%D0%B0%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D1%81%D0%B2%D1%8F%D0%B7%D0%B8-%D0%BC%D0%B5%D0%B6%D0%BD%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D1%85-%D0%B8-%D0%BC%D0%B5%D0%B6%D1%80/



Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:




О ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕЖРЕЛИГИОЗНЫХ ОТНОШЕНИЙ АЦ БашГУ Как убрать след от старого прыща

Межрелигиозные отношения это Что такое межконфессиональные отношения : высокие отношения это
Межрелигиозные отношения это Межрелигиозные отношения и внутриконфессиональный диалог РИА
Межрелигиозные отношения это Межрелигиозные отношения в современной России
Межрелигиозные отношения это Межрелигиозные отношения » Информационное агентство Ислам-Инфо
Межрелигиозные отношения это Мировые религии и межрелигиозные отношения
20 креативных тортов, которые жалко съесть Quot;ТАЛИЯ ". Плюшки ванильные на кефире с сахаром - Рецепт - Плюшки Sredstva Бесплатная схема - Блог сайта «Вышивка крестом» Вышивка крестом - Самое интересное в блогах - LiveInternet Интернет-магазин подарков и сувениров Лукошек,подарки Как изготовить бойлы своими руками - Самоделки Как пожарить печень: 6 рецептов замечательных блюд - Овкусе. ру Как сделать бумажный самолетик, который долго летает: варианты моделей

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ